Войти
Добавьте информацию о вашей репетиционной базе!
Добавьте информацию о вашем магазине!

Звукозапись на компьютере. Часть 4: Какое программное обеспечение нужно установить?

26.10.2011

> Часть 1  | >Часть 2 | >Часть 3 | Часть 4

Это четвертая из пяти частей цикла, в котором мы рассмотрим, как правильно записывать и редактировать музыку на компьютере.  Задача данного руководства заключается в том, чтобы научить музыкантов, как с минимальными усилиями можно превратить домашний компьютер в звукозаписывающую студию.

Мы проанализируем пять вопросов:

  1. Что вы собираетесь записывать?
  2. Что уже имеется в вашем компьютере?
  3. Какое звуковое оборудование и аппаратное обеспечение вам понадобится?
  4. Какое программное обеспечение нужно установить?
  5. Как это все соединить воедино?

Мы сделаем обзор различных интерфейсов и приложений для записи музыки на компьютере, а также поможем подобрать такой вариант, который наилучшим образом будет отвечать вашим запросам.

4. Какое программное обеспечение нужно установить?

Программное обеспечение для звукозаписи и звукопроизводства делится на четыре основных категории: приложения для мультитрекинга, секвенсоры, виртуальные инструменты и эффекты, а также приложения для мастеринга. Чтобы понять, какое ПО понадобится вам для звукозаписи, следует рассмотреть каждую из этих категорий и определиться с требуемым функционалом. Возможно, вы придете к выводу, что приложения для мастеринга вам не нужны. А также, что не будете использовать виртуальные инструменты и эффекты, поскольку вас вполне устраивают имеющиеся аналоговые версии.  Все зависит от того, что вы собираетесь записывать и как вы собираетесь это делать.

Как правило, ПО для обработки и написания музыки имеет целый ряд функций. Звукозаписывающие приложения часто позволяют выполнять секвенсирование и создавать несложные эффекты. Благодаря специальным плагинам программы для секвеснирования нередко позволяют работать с MIDI, синтезаторами, виртуальными инструментами и эффектами. Существует ПО, в котором одновременно сочетаются функции звукозаписи, секвенсирования и мастеринга. Но у всех специализированных приложений есть одна общая черта – они используют изрядное количество ресурсов компьютера, особенно это касается жесткого диска и RAM. Как уже говорилось в 3-й части, старайтесь, чтобы в компьютере было как можно больше дискового пространства и оперативной памяти. Тогда проблем с производительностью не будет.

Очень часто аудиоинтерфейсы продаются с «коробочным» ПО (нередко такое ПО может работать исключительно с данным интерфейсом).  Большинство производителей предлагает интерфейсы с программами для звукозаписи/секвенсирования, и зачастую рядовому пользователю большего и не нужно. Некоторые компании решили пойти дальше и заявили, что намерены выпускать интерфейсы с широким набором приложений.  В большинстве случаев, эти приложения имеют ограниченный функционал по сравнению с полными версиями, но пользователь получает возможность бесплатно ознакомиться с той или иной программой. Кроме того, всегда можно обновить урезанную версию до полной со скидкой. Если пользоваться интерфейсом вы не собираетесь, то покупать его только из-за ПО не стоит. Выбирать аппаратное и программное обеспечение следует только с учетом требуемых характеристик. Многие компании - разработчики звукозаписывающего ПО предлагают продукты как для новичков в звукозаписи, так и для маститых профессионалов любого уровня – поэтому, подобрать приложения «под себя» не составит труда.

Выбор ПО будет зависеть от того, как вы собираетесь его использовать.  Как и в предыдущих частях руководства «Первые шаги в компьютерной звукозаписи», мы предлагаем разделить всех музыкантов, интересующихся звукозаписью, на три категории:

  1. Те, кто делает записи самостоятельно (A)
  2. Те, кто делает записи коллективно или из нескольких источников (B)
  3. Те, кто делает записи на профессиональном уровне (C)

ПО для мультитрекинга и секвенсирования

Приложения для мультитрекинга – это наиболее распространенное ПО для компьютерной звукозаписи. По сравнению с устройствами для аналоговой звукозаписи все современные приложения для мультитрекинга отличаются высокой функциональностью. Они позволяют быстро и эффективно создавать высококачественный музыкальный продукт. Сегодня на рынке представлен настолько широкий выбор звукозаписывающего ПО, что никому не составит труда подобрать наиболее оптимальный для себя вариант.

При выборе звукозаписывающего ПО следует убедиться, что компьютер отвечает его системным требованиям. Не стоит покупать некачественные приложения лишь по той причине, что это позволит избежать апгрейда компьютера.  Помните – самое главное, чтобы звукозаписывающее ПО было удобным и функциональным. Также не забывайте, что со временем вы наверняка захотите повысить свой уровень мастерства.  Например, вы с коллегами по группе решите делать композиции вместе, но имеющиеся у вас и у них приложения окажутся несовместимыми. Это уже проблема, и серьезная. По сути, можно выделить два основных вида ПО для звукозаписи и написания музыки: приложения для мультитрекинга и приложения для секвенсирования.  В программах класса Digital Audio Workstation, или DAW (с англ.: «рабочая станция для обработки цифрового звука») сочетаются обе эти функции.

Такие программы, как Adobe Audition, Cakewalk GuitarTracks Pro, Sony Vegas и Bias Deck предназначены только для мультитрекинга. Как уже говорилось в 3-й части, аудиоинтерфейс преобразовывает музыку в понятный для компьютера формат.  В отличие от старых аналоговых устройств,  все современные приложения для мультитрекинга кроме самой звукозаписи предлагают ряд возможностей, недоступных при традиционных способах записи звука.  Эти возможности начинаются от встроенных эффектов (например, компрессия и эквалайзер) и заканчиваются такими фичами, как подсчет дорожек и гибкое микширование, обработка и аранжировка.

Приложения, предназначенные для MIDI-секвенсирования и секвенсирования аудио циклов (Propellerhead Reason, Sony ACID, Ableton Live, Image-Line FL Studio и Cakewalk Project5), отличаются удобным меню и гибкостью в работе.  Принцип работы большинства таких приложений заключается в циклировании предварительно записанных битов аудиоинформации (так называемых «сэмплов») и выстраивании этих битов в последовательность, заданную пользователем. Некоторые программы имеют источники звука для MIDI-дорожек (драм-машины, виртуальные синтезаторы и инструменты), что облегчает запись и обработку MIDI-дорожек для получения желаемого результата. Приложения для MIDI-секвенсирования оказываются очень полезными для работы с «минусовками», а также для  создания танцевальной музыки, хип-хоповых мотивов, саундтреков и прочих профессиональных электронных композиций.

Приложения класса Digital Audio Workstation (DAW) – Apple Logic,  Digidesign Pro Tools, Steinberg Cubase, Magix Samplitude, Cakewalk Sonar, Mackie Tracktion и MOTU Digital Performer – обладают мощными функциональными возможностями для создания музыки. DAW-приложения дают пользователю максимальный уровень контроля над процессом записи и обработки аудио.  Здесь можно сводить аудио- и MIDI-дорожки – как для создания мультитрекинговых «замесов», так и для написания шедевров. Также они имеют массу всевозможных функций, как например: гибкое микширование и роутинг, программные инструменты, виртуальные эффекты и автоматизация. Понятно, что все эти опции используется только в том случае, когда пользователь этого пожелает. Кому-то будет достаточно и одной из многочисленных функций DAW-приложения, но всегда приятно иметь возможность выбора.

Если ПО для мультитрекинга и секвенсирования способно удовлетворить все требования музыкантов из групп А и В, то музыкантам из группы С следует, скорее всего, ориентироваться на приложения с более широким функционалом. Это не значит, что нужно покупать самую известную и дорогую программу. Но перед выбором приложения хорошо проанализируйте его функции и постарайтесь оценить его ценность для вас в долгосрочной перспективе.  Например, понадобится ли вам объемный звук для создания мультимедиа? Окажутся ли полезными функции «синхронизация по ритму» и «подгонка темпа», используемые для написания электронной музыки?

ПО для мастеринга

Приложения для мастеринга (например, Sony Sound Forge, Steinberg WaveLab, Bias  Peak, SoundSoap, IK Multimedia TRackS и Waves Restoration) – это немного другой тип звукозаписывающего и звукообрабатывающего ПО. В большинстве случаев, это приложение с двумя аудиодорожками, используемое после объединения всех треков для окончательной обработки композиции перед записью на CD. Его функционал позволяет оттачивать композиции, чтобы они звучали качественно как на домашней стереосистеме, так и на автомагнитоле, бумбоксе, CD-плеере и т.д. Все приложения для мастеринга имеют такие функции, как: компрессия, эквалайзер, лимитинг и другие инструменты для обработки, благодаря чему по производительности они намного превосходят стандартные программы для мультитрекинга. Некоторые приложения (например, Sony Sound  Forge, Steinberg WaveLab и Bias  Peak) позволяют переносить фонограммы на CD-диски.

Окончательная подготовка и мастеринг – процесс трудоемкий. Но практически все современные приложения существенно его облегчают.  В какой бы группе вы ни находились (А, В или С), советуем использовать такое ПО для мастеринга, которое соответствует вашим запросам и вашему бюджету (если вы вообще собираетесь заниматься мастерингом). Многие профессионалы отдают свои записи в специализированные студии, где выполняется их подготовка к тиражированию на CD. Иногда в звукозаписывающем ПО присутствуют некоторые функции для мастеринга, и при использовании соответствующих плагинов можно достичь высоко уровня в производстве аудиоматериалов.

Плагины и виртуальная аппаратура

Этот вид ПО для работы с аудио кардинально отличается от предыдущих. Это вспомогательные программы, используемые наряду со звукозаписывающими приложениями для расширения возможностей последних (инструментальные звуки, эквалайзер, компрессия и эффекты).  Плагины можно сравнить с дополнительным оснащением в новом автомобиле. Аналогично как сиденья с подогревом, кожаный салон и люк делают управление автомобилем комфортнее, так и программные плагины позволяют выполнять звукозапись эффективнее и легче.  Они не только расширяют возможности по обработке звука, но и дают больше контроля над эффектами и инструментами. Например, в компрессоре, который входит в комплект к звукозаписывающему ПО, имеется всего три настройки. А плагины предлагают пользователю от 30 настроек до нескольких сотен!

Виртуальная аппаратура – это программы, применяемые для эмуляции музыкальной аппаратуры и инструментов (как правило, синтезаторов) и устанавливаемые для удобства использования непосредственно на компьютер. Приятный бонус: интерфейсы программ зачастую разработаны таким образом, что напоминают настоящую музыкальную аппаратуру (с помощью мышки можно нажимать на кнопки, поворачивать ручки и двигать фейдеры). Работа с такими программами ничем не отличается от работы с плагинами. Единственно, что они отличаются интересным интерфейсом, а их звучание напоминает игру настоящих музыкальных инструментов. То есть, вы можете забыть о компрессоре, который входит в комплект к звукозаписывающему ПО. С помощью плагинов можно выбрать новый компрессор; можно даже создать виртуальную версию классического студийного компрессора (и это ровным счетом ничего не будет стоить). В целом, все плагины делятся на две категории: инструменты и эффекты.

Программные инструменты

Что такое программные, или виртуальные, инструменты, понятно уже из названия.  Существует два вида виртуальных инструментов: программные синтезаторы и сэмплеры.  Принцип работы программных синтезаторов, как правило, ничем не отличается от принципа работы обычных синтезаторов. Единственное отличие – они находятся внутри компьютера. Сэмплеры, или виртуальные инструменты, – это специальные программы, интерфейс которых позволяет проигрывать и обрабатывать высококачественные звуковые сэмплы.

И тот, и другой тип программных инструментов может использоваться как в виде самостоятельной программы, так и в виде плагина к распространенным звукозаписывающим приложениям: Apple Logic, Digidesign Pro  Tools, Steinberg Cubase или Cakewalk Sonar. В некоторых звукозаписывающих приложениях имеется даже определенный набор программных синтезаторов и инструментов. Фонотеки программных инструментов можно обновлять. Также существует возможность создавать собственные сэмплы.

Программные синтезаторы варьируются от простых до профессиональных (последние обладают чрезвычайно широкими возможностями). К профессиональным приложениям относятся: Novation V-Station  Soft Synth; Native Instruments Reaktor и Absynth;  GForce Minimonsta и impOSCar; а также Arturia Minimoog  V и CS-80V.

Если большинство виртуальных инструментов предназначено для работы с определенными наборами звуков (например, Fxpansion BFD  Drum Module или Steinberg Virtual  Guitarist), то некоторые из них (например, TASCAM Gigastudio) могут проигрывать практически любой звук. IK Multimedia SampleTank,  Steinberg HALion, Native Instruments Intakt и Kompakt – также считаются неплохими программными инструментами/сэмплерами. И, конечно же, не стоит забывать о приложениях, в которых сочетаются функции как программного синтезатора, так и сэмплера:  Steinberg Hypersonic  Virtual Synth Workstation или MOTU Symphonic  Instrument.

Виртуальные эффекты

Виртуальные эффекты во многом напоминают виртуальные инструменты. Это программные версии эффектов, используемые либо в качестве самостоятельных приложений, либо в качестве плагинов. Но чаще всего виртуальные эффекты используются как плагины в звукозаписывающем ПО для обработки аудио- и MIDI-дорожек. Поэтому, перед приобретением виртуальных эффектов обязательно убедитесь в их совместимости с используемыми DAW-приложениями. Виртуальные эффекты существуют на все случаи жизни: от коррекции звука до банальной реверберации. 

Для всех групп (А, В и С) при выборе программных синтезаторов, виртуальных инструментов, а также эффектов применяется одно и то же правило: приложение или плагин должны нормально работать и нравиться вам. Все, больше ничего. Это ПО, созданное для того, чтобы делать ваши композиции ярче и сочнее. Но если результат вам не нравится, никто не заставляет вас использовать ту или иную программу. В этой категории нет «правильных» приложений. Лучшее приложение то, которое нравится вашему уху.

Плагины и виртуальные инструменты, как и другие типы звукозаписывающего ПО, используют большое количество ресурсов компьютера. Советуем покупать жесткий диск и оперативную память максимальной мощности (насколько позволяет бюджет). Также следует проверять, могут ли плагины и виртуальные инструменты корректно работать с используемыми звукозаписывающими программами. Все плагины используют один или несколько форматов:  VST, DX, RTAS, MAS, TDM, AU, и ReWire. Все эти аббревиатуры обозначают, что в плагине применяется специальный протокол для корректной работы с тем или иным звукозаписывающим ПО. Ниже представлен перечень приложений, совместимых с данными форматами.

Если вы видите ...

Это значит, что формат ...

И будет совместим с ...

AU (Audio Units) Разработан компанией Apple и интегрирован в операционную систему для расширения возможностей обработки звука Apple Logic Express, Logic Pro и GarageBand;  MOTU Digital Performer; Ableton Live
DX (Direct X) Основывается на правилах программирования видеоигр, разработанных компанией Microsoft Cakewalk Sonar, Guitar Tracks и Project5; Sony  ACID; Image-Line FL Studio; Adobe Audition
MAS (MOTU Audio System) Разработан компанией Mark Of The Unicorn MOTU Digital Performer
RTAS (Real Time Audio Suite) Разработан компанией Digidesign Digidesign Pro Tools LE, Pro Tools M-Powered и  Pro Tools HD
TDM (Time Division Multiplexing) Мощный протокол, разработанный компанией Digidesign для использования с их цифровыми HD-аудиосистемами Digidesign Pro Tools HD
VST (Virtual Studio Technology) Универсальная платформа для плагинов, разработанных компанией Steinberg Steinberg Cubase; Mackie Tracktion; Bias Deck;  Cakewalk Sonar, Guitar Tracks и Project5; Image-Line FL Studio;  Ableton Live; Adobe Audition; Magix Samplitude

ReWire – еще один термин, используемый в отношении плагинов. По сути, ReWire не является протоколом. Это технология для обмена данными между звуковыми приложениями. Совместно разработана компаниями Propellerhead и Steinberg. ReWire позволяет использовать для работы несколько приложений. Технология настолько мощная, что с ее помощью можно применять один секвенсор в качестве плагина для другого секвенсора. Благодаря своей функциональности и простоте в использовании ReWire распространяется как лесной пожар: практически все известные платформы и приложения поддерживают эту технологию.  Чтобы убедиться в  совместимости, внимательно читайте технические характеристики программного обеспечения.

Купить Звуковое оборудование,Мультимедиа и MIDI,Рекордеры, портостудии,Софт
Объявлений: (23)
Фото Описание
Рекордеры, портостудии

Страна-производитель: Голандия
Россия. Владивосток
Опубликовано: 04.08.2023
Yamaha AW4416
Рекордеры, портостудии
Yamaha AW4416
Россия. Владивосток
Опубликовано: 04.08.2023
Yamaha DRC-20
Рекордеры, портостудии
Yamaha DRC-20
Россия. Великий Новгород
Опубликовано: 16.04.2021
Ego Sys Wami Rack 24
Рекордеры, портостудии
Ego Sys Wami Rack 24
Россия. Великий Новгород
Опубликовано: 17.02.2020
ZOOM H4nPro
Рекордеры, портостудии
ZOOM H4nPro
Год выпуска: 2016

Россия. Москва
Опубликовано: 04.12.2016
Tascam DP004
Рекордеры, портостудии
Tascam DP004
Россия. Москва
Опубликовано: 22.11.2016
Tascam DR-680
Рекордеры, портостудии
Tascam DR-680
Россия. Санкт-Петербург
Опубликовано: 14.04.2016
Steinberg Cubase 8 Pro
Рекордеры, портостудии
Steinberg Cubase 8 Pro
Россия. Москва
Опубликовано: 18.08.2015
Roland VS 880
Рекордеры, портостудии
Roland VS 880

Россия. Смоленск
Опубликовано: 12.08.2015
Tascam DP004
Рекордеры, портостудии
Tascam DP004
Россия. Москва
Опубликовано: 15.04.2015
Korg D4
Рекордеры, портостудии
Korg D4
Россия. Москва
Опубликовано: 27.09.2014
Tascam DP-24
Рекордеры, портостудии
Tascam DP-24

Россия. Москва
Опубликовано: 23.05.2014
Korg D4
Рекордеры, портостудии
Korg D4
Россия. Москва
Опубликовано: 07.03.2014
Tascam DP004
Рекордеры, портостудии
Tascam DP004
Россия. Москва
Опубликовано: 23.04.2013
Alesis iO 2 Express
Рекордеры, портостудии
Alesis iO 2 Express

Россия. Москва
Опубликовано: 30.12.2012
Tascam DP-02
Рекордеры, портостудии
Tascam DP-02
Россия. Москва
Опубликовано: 31.08.2012
Korg D1600 MKII
Рекордеры, портостудии
Korg D1600 MKII
Россия. Екатеринбург
Опубликовано: 17.09.2011
Roland VS-2480 CD
Рекордеры, портостудии
Roland VS-2480 CD
Россия. Москва
Опубликовано: 23.07.2011
Tascam DP-01FX
Рекордеры, портостудии
Tascam DP-01FX
Россия. Москва
Опубликовано: 04.05.2011
Tascam DP-01FX
Рекордеры, портостудии
Tascam DP-01FX
Год выпуска: 2007
Россия. Москва
Опубликовано: 13.04.2011

Оставить комментарий

Сейчас в базе:
Объявлений: 8439
Магазинов: 360
Реп. баз: 314
Студий: 311
Преподавателей: 203
Прокатных фирм: 70
Ремонтных фирм: 73
В помощь начинающим

"В помощь начинающим"
смотреть все

Описание моделей

"Описание моделей"
смотреть все

Обзоры

"Обзоры"
смотреть все

Интервью

"Интервью"
смотреть все

Новости

все новости

У вас не введён E-mail

Пожалуйста заполните это поле. Электронный адрес требуется для получения уведомлений о комментариях, в качестве Вашей контактной информации, а также для Вашей авторизации, в случае если вы забыли пароль или другие методы авторизации будут недоступны.