«Клавишник – это 5-е колесо в рок телеге». О роли клавиш в звучании рок-группы
05.02.2011
MuzBar.Ru побеседовал с клавишником группы Animal ДжаZ Александром Заранкиным (далее А.З.) и со звукорежиссером группы Юрием Смирновым (Ю.С.) о животрепещущих вопросах уместности клавишника в рок-музыке и его нелегкой судьбе.
– Любой ли человек, умеющий играть на фортепиано, сможет стать клавишником? Что нужно пианисту, чтобы стать полноценным клавишником рок-группы?
А.З. – Во-первых, когда ты становишься из пианиста клавишником, тебе нужно понять, что ты занимаешь последнее место в группе, по части саунда, без тебя может обойтись любой коллектив, и что рок-коллектив – это, прежде всего, барабаны, бас, гитара плюс вокал. Клавишник – это 5-е колесо в рок телеге. Хорошо, если в какой-то песне просто раздастся какой-то звук клавиш, а в других песнях ты будешь просто молчать, или играть в бубен, или играть одну ноту, или модулировать ее. Прекрасный пример – у Kings of Leon на протяжении одной песни использована просто нота «Си», и даже почти без модуляции. И это отличная партия! Начать нужно с минимализма, отказаться от всего. Прежде всего, необходимо послушать звучание группы и подумать, а нужен ли ты вообще в этой песне. Конечно, есть твои возможности, и хорошо, если у тебя есть возможности создать еще свои 64 дорожки. Тут главное, да, уметь создавать эти 64 дорожки, но при этом важно уметь еще от них вовремя отказаться, не отстаивать их, если они в данной композиции только засоряют мозг.
Ю.С. – Можно дополнить это еще такой мыслью. Я, человек со стороны, не клавишник, смогу на microKORGе, если не сыграть полноценную партию, то наиграть в тех местах, где я слышу, что чего-то не хватает. Легко. MicroKORG – инструмент, который максимально удобен для этих целей. Звук берешь, модулируешь, и он практически сразу «ложится» идеально. Клавишник нужен затем, чтобы закрыть «дырки» в аранжировке, чтобы стилизовать звучание. От того, какой тембр ты, как клавишник, выбрал и насколько он будет простым и не будет пересекаться с другими инструментами, от этого будет зависеть окончательное звучание песни. Ты, в конечном счете, аранжировщик, ты почти саунд-продюсер. Клавишник – это тот, кто дополняет и расширяет звучание. Если ты хороший клавишник, ты должен понимать, что твоя задача – это всего лишь «краски», то есть ты добавляешь обертон, а не просто играешь партию. Ты можешь просто «раскрасить» песню, и в этом будет больше смысла.
– Затронули тему выбора тембра. Откуда берется тембр?
Ю.С. – Выбор тембра – это одна из самых главных вещей, помимо партии клавишных. Это, по большому счету, то, что мы называем словом «звук». Взаимодействие партии клавишных со звуком – 50/50. То есть, твоя тупейшая партия без модуляций может абсолютно не звучать, при этом приделай к ней, например, LFO фильтр (фильтр, управляемый генератором низкой частоты) и все станет иначе. Этот фильтр с определенной частотой модуляций (которая может быть кратна темпу произведения, или может быть не кратна, что тоже художественный прием), может так «раскрасить» твою нелепую партию, сделав ее художественно ценной, что изменится характер всего произведения. Например, один из художественных приемов, которые сегодня часто используются, – это расстроенный генератор, когда один из генераторов «строит», а другой нет, что из того же простого звука дает абсолютно другой тембр. То есть ты их миксуешь: один генератор дает шум, другой тон, в одном у тебя атака, в другом – тон. Все зависит от ADSR-огибающей.
– Вот здесь чуть подробнее: что такое ADSR-огибающая?
Ю.С. – ADSR (Attack-Decay-Sustain-Release или по-русски, Атака-Спад-Задержка-Затухание), если простыми словами, – это то, из чего состоит каждый звук, у струнных он один, у ударных – другой. Например, у ударного инструмента звук быстро нарастает и быстро спадает, у него достаточно короткий сустейн. Это все фиксируется с помощью ADSR- огибающей. Это все во времени, амплитуда во времени, простой график. У струнных инструментов эта огибающая выглядит иначе: время нарастания длинное, сустейн может быть бесконечно длинным, до тех пор, пока ты возбуждаешь колебание струны смычком, затухание может быть практически мгновенным. Это еще одни инструмент. А есть рояль: атака такая же, как у ударных, но есть продолжительный сустейн и релиз (release). Есть гитара акустическая, а есть клавесин, они максимально близко похожи по характеру ADSR-огибающей, хотя это абсолютно разные инструменты. В жизни любой звук имеет свой ADSR. Но, поскольку все «по-обезьяньи» происходит в мире человеческом, мы подражаем тем или иным инструментам: ударным, клавишным, духовым, струнным… Есть классификация инструментов, приложения, таблицы… Это все имеет свой ADSR. Так вот вернемся к вопросу тембра. Когда ты работаешь над песней, ты должен подсознательно представлять все инструменты оркестра, понимать, как они звучат. Тогда ты можешь выбрать не просто патч, тот самый пресетный звук на каждом синтезаторе, который сейчас мы имеем, то есть некую заготовку, а можешь из любого звука, будь то звук маримбы, трубы, аккордеона или фортепьяно, создать абсолютно другой тембр, даже при том, что обертоновый состав будет тем же. То есть ты меняешь ADSR, и это перестает быть тем самым звуком, который был изначально. Это очень важное умение для любого клавишника.
– Какими еще качествами, по-вашему, должен обладать клавишник? Общие рекомендации для начинающих можете озвучить?
Ю.С. – Во-первых, если ты клавишник в группе, ты должен пре дставлять себе весь набор существующих инструментов, их звучание. Должен слышать целиком произведение и понимать, чего не хватает, какие звуки подойдут, и нужно ли оно вообще, как ранее говорил Александр.
А.З. – Слушай «картинку» группы: как играет гитара, бас-гитара, барабаны, и особенно, вокал, и думай о том, как не испортить это общее звучание. Это все на уровне чувства: «легло» – «не легло», то, что называется быть «в картинке».
Ю.С. – Для грамотного клавишника желательно знать, что такое хаммонд орган, меллотрон (первый аналоговый сэмплер ), что такое Moog (первый аналоговый синтезатор)… так далее, знать, что они могут.
А.З. – Надо еще понимать такую вещь. Есть у начинающих клавишников такое стремление – использовать классические звуки некоторых классических инструментов, например, скрипки или фортепьяно, или трубы, или флейты. Надо это делать с очень большой долей осторожности. Лучше вообще этого не делать. И если, вы хотите, к примеру, получить звучание флейты, лучше пригласить флейтиста. Это всегда будет круче, и на записи, и «в живую». Если очень хочется использовать звук флейты, но нет флейтиста, то да, именно клавишник должен воспроизвести его. Но при этом лучше идти не по пути полной имитации классического инструмента: не старайтесь создать наиболее похожий звук, а наоборот, старайтесь быть как можно дальше от оригинала. Это касается, в некоторых случаях, даже рояля. Так как слушатель прекрасно знает, как звучит настоящий рояль, у него есть слуховой опыт, любая имитация звучания будет проигрывать оригиналу. Вы должны понимать, что на обычной клавиатуре, да и на профессиональном синтезаторе, нелепо воспроизводить классическое звучание этих инструментов, результат будет, скорее всего, плачевным.
Ю.С. – К слову, исторически так сложилось, что именно в рок и поп-музыке струнные инструменты было достаточно дорого и неудобно записывать, приглашая живых музыкантов. Поэтому, конечно же, все пытались на студии обойтись какими-нибудь синтезированными средствами. Допустим, на записях часто можно слышать присутствие клавишной подкладки, подушки, так называемого «пэда». Почему я до этого заговорил о тех старых клавишных инструментах, типа меллотрон, Moog… Moog изобрели еще в 60-е для того, чтобы имитировать духовые и струнные. Это аналоговый синтезатор, который делает простые вещи на генераторах шума и тона, создает определенные тембры. Тембры эти в чистом, «сухом» виде абсолютно не похожи на струнные. При этом они имеют тот же ADSR, который присущ струнным, имеют тот же обертоновый состав. Они звучат также как у любого синтезатора, только звучат «вне пространства», то есть сухо. Из-за этого они не похожи на звучание акустического инструмента. Как только вы «приделываете» к ним объем, то есть реверберацию, грубо говоря, имитируете пространство вокруг, этот тембр сразу меняется до неузнаваемости.
Такие мэтры, как Beatles, Led Zeppelin, использовали меллотрон в своей музыке для имитации как бы вроде бы струнных. При этом, слушая записи, вы сознаете, что эти струнные звучат каким-то дальним, сверхдальним планом и просто поддерживают гармонию и заполняют свою «нишу», свою часть спектра. С «живыми» струнными это достаточно сложно сделать, потому что их надо хорошо записать, хорошо сыграть, а потом еще в общую «картинку» поместить. А со звуком электронным достаточно просто, потому что ему можно «приделать» акустический объем, его можно сделать тише / громче, он имеет достаточно ограниченный динамический диапазон, и много других удобных вещей для создания звуковой «картинки». Если вы творите в рок или поп-музыке, и вы хотите в ткань живого бэнда «воткнуть» вот этот вот тембр, и чтобы это не выглядело пошло, попробуйте пойти не по пути перебора готовых пресетов на банках инструментов…
А.З. – ….которые имеют «соблазнительные» названия «Скрипка», «Виолончель»…
Ю.С. – … или там, допустим, «64-хголосное пианино». Эти звуки уже имеют свое пространство, свою динамику, свои какие-то обертона, присущие им дополнительные призвуки, еще что-то. Они могут подойти один раз очень точно «в картинку», но чисто случайно. А если вы хотите начать «с нуля», попробуйте пойти другим путем: начните с простых звуков. Потом вы выбираете тон, или шум, или смешанный сигнал, то есть FM-синтез. Любому клавишнику не мешало бы знать, что такое FM-синтез. Это частотная модуляция, то есть набором гармоник мы синтезируем тот или иной тембр. Как раз на приборе Nord Lead и происходит синтез. Но это уже отдельная тема для разговора. Это уже углубление.
Кроме того, клавишник должен понимать свои возможности, ведь именно он может стилизовать любое произведение, и рок-композиция станет или поп-роком, или сумасшедшим инди-роком, если он добавит тот или иной звук или шум (шум – тоже звук). Во власти клавишника создать тот или иной стиль из любого произведения, несмотря на то, что там есть все те же барабаны, бас, гитара… Это очень тонкий момент.
А.З. – Да, звуки, тембр клавиш – очень важны в создании стиля.
– Значит, по большому счету, создание стиля звучания группы во власти клавишника? В связи с этим, чтобы вы рекомендовали начинающим, на них довольно серьезная ответственность?
Ю.С. – Во-первых, нужно послушать много разной музыки, и попытаться разложить ее на стили. Проанализировать, как пользуется тембрами клавишник, играющий в том или ином стиле. Во-вторых, нужно попытаться скопировать их, применительно к тому стилю, который вы хотели бы играть. Надо перенять приемы, научиться делать так, как делают уже признанные музыканты. Понятно дело, что все эти тембры есть, можно купить плагины и добиться всех этих тембров (хаммонд органа, мелотрона).
– Хорошо, послушали, попытались скопировать, поняли, что не получилось. Потом необходимо начать искать свои тембры?
Ю.С. – Надо начать искать свои тембры только после попытки преобразовать тембры существующие, те, которые вам понравились. Не надо идти по простому пути перебора пресетов, возьмите исходно приблизительно тот звук, который подходит, и начните его искажать, грубо говоря, «ковырять» его параметры, огибающие, резонансные фильтры, модуляционные эффекты, пространственные эффекты. Таким образом, тембр можно «запихать» в картинку. Если он совсем туда не подходит, тогда попробуйте пойти от противного, и сделать наоборот.
– Возникает вопрос, касающийся музыкальных инструментов и оборудования, которые клавишник приобретает рано или поздно. Есть ли здесь какие-то секреты и рекомендации?
А.З. – Существуют музыкальные магазины, которые, по моему мнению, существуют не столько для того, чтобы покупать, сколько для того, чтобы «пробовать» музыкальные инструменты, потому что цены там соответствующие. Любой клавишник знает, что инструменты нужно покупать через Интернет, на вашем, например, портале, с рук или на E-bay, потому что это дешевле.
Вторая важная вещь – надо покупать клавиши «на вырост». Это значит, что ты должен покупать не тот инструмент, в котором тебе все понятно, а, наоборот, у тебя должен возникать ужас перед толстой инструкцией и благоговение перед огромным числом незнакомых функций. Покупай те клавиши, в которых ты ничего не понимаешь, потому что они тебя будут «развивать», двигать. Пусть это будет для тебя странной и удивительной машинкой!
Есть огромное число разных производителей и все они одинаково достойны. У всех них есть «топовые» модели, есть модели низкого качества. Споры по поводу того, что лучше: Kurzweil или Korg, Yamaha или Casio, Nord Lead аналог или цифра, ноутбук + миди-клавиатура или модуль – бессмысленны. Можно исписать целые форумы, тысячи сообщений, спор никогда не будет решен. Как все говорят: «На вкус и цвет товарищей нет».
– Что тебе конкретно по вкусу?
А.З. – Лично я недавно приобрел красную клавиатуру Nord Lead и очень доволен.
– Это тебе как клавишнику она нравится, и внешне, как мы поняли, особенно. А вот звукорежиссеру, имеющему дело с множеством инструментов в процессе записи, что показалось более удачным?
Ю.С. – Тут зависит все от того, как человек умеет пользоваться своим инструментом. Например, тот самый Nord Lead не имеет изначально нормальных звуков фортепиано…
– Интересно получается. Значит это не очень хороший инструмент?
Ю.С. – Нет, это совсем не так! Звук фортепиано у него и не должен быть звуком фортепиано в контексте рок-группы! Надо понимать сферу применения инструмента! В случае с Nord Lead, мы имеем дело именно со стилизацией, которая идеальна для рокового звучания. Это не электрофортепиано, это электропианино, и в этом его огромный плюс в контексте рока.
– Возникает законный вопрос: что же можно сделать для того, чтобы неудачное звучание Nord Leadа идеально вписалось в «картинку» рок-группы? Что удалось сделать вам двоим: клавишнику и звукорежиссеру?
А.З. – Мы взяли звук. Это, к слову, пресет 1.26. Раскрываем все карты!
Ю.С. – Как и на любых других тембрах этого инструмента, используется два генератора: один – генератор тона, второй может быть генератором тона или шума. Форма волны выбрана уже в пресете. Ее мы в последствии и использовали. Мы просто отрегулировали вот тот самый генератор огибающей ADSR, который на одном из генераторов задает атаку звука, на другом, в данном случае, сустейн и как бы делает из звука электропианино звучание фортепиано. Он раскрывается в зависимости от динамики игры, от тихого к громкому, то есть от скорости нажатия на клавиши (velocity). Таким образом, когда Саша играет на тихих звуках, он менее яркий, он имеет меньше обертонов. В принципе, рояль играет похоже, только он играет в пространстве. Здесь – абсолютно «сухой» звук, близкий к оригиналу и легко контролируемый в общем миксе, легко регулируемый на пульте. Когда же Саша играет громко, звук раскрывается сам, реагирует на динамику. Мы нашли пресет и дорегулировали его. В чем прелесть этого звука по сравнению с классическим засэмплированным роялем? Будь то рояль Steinway, или Bösendorfer, да рояль любой фирмы. Что у Korgа, что у Kurzweil, что у Yamaha есть свои хорошо узнаваемые семплы фортепиано. Они красивые, но при этом очень большие и в микс ложатся хорошо только когда они звучат
сольно или когда очень ненасыщенная фактура. В плотной аранжировке они теряются. Мы не смогли найти там адекватного тембра, который бы не сводил рок-музыку к какой-то фортепианной наигранной мелодии, который не был бы «игрушечным». То есть эти клавиши, в отличие от Nord Lead, имитируют настоящее звучание рояля, и это хорошо слышно любому слушателю. У Nord Leada нам удалось добиться самоценного тембра, который «нарулен» нами. Он создает только ощущение, что Саша играет как будто на фортепиано, но уже пропущенном через какие-то «примочки», грубо говоря.. через эффекты. Как будто это играется через ламповый компрессор, который обогащает гармониками. Как когда-то группа Queen писала сначала фортепиано и «наруливала» потом из этого фортепиано, благодаря компрессии, коррекции эквалайзера… совсем другой тембр. В итоге это звучало совсем как не фортепиано, и благодаря чему мы имеем рок-звучание, красивое и интересное, прослушиваемое в плотном миксе. В нашем случае, мы сымитировали тот же процесс. У нас фортепиано приходит на пульт в mono-режиме. Потому что rhodes-пианино исходно тоже mono. Оно приобретает пространство только благодаря пространственным эффектам, которые можно делать, или имея своего звукорежиссера (который на пульте делает из него stereo), или имея напольную педаль как гитарист (примочка mono-сигнал преобразует в stereo), что не важно. Поэтому мы выбрали Nord Lead: на нем удобно «рулить» эти тембры, он имеет достойные исходные пресеты, из которых легко трансформировать звук по вашему усмотрению. При этом от него невозможно добиться звучания классического фортепиано, и вообще ничего академического.
–Если ты хочешь услышать настоящие звуки фортепиано, что делать?
Ю.С. – Если ты хочешь услышать настоящие звуки классического фортепиано, можно использовать Kurzweil, к примеру. Это будет просто записанный сэмпл живого рояля. А вообще, все дело вкуса. У каждой фирмы есть свое звучание рояля, и эти звучания отличаются друг от друга, сэмплы каждая фирма пишет по-своему. Kurzweil делает это более академично; Korg делает это более «роково»; у Rolanda это звучит более легковесно и ярко, подходит для поп музыки; у Yamaha отлично подходит для медиа-аранжировок. Любой инструмент надо сначала испробовать, а потом уже выбирать тот, который больше подходит конкретно вам.
Фото | Описание | Цена | Просмотров | |
---|---|---|---|---|
Синтезаторы Roland S-760 Год выпуска: 1997 Россия. Великий Новгород Опубликовано: 17.07.2024 |
370 $ | 207 | ||
Синтезаторы Roland FANTOM-8 88-Note Год выпуска: 2024 Россия. Москва Опубликовано: 15.04.2024 |
270000 руб. | 492 | ||
Синтезаторы Korg Год выпуска: 2023 Россия. Москва Опубликовано: 15.04.2024 |
280000 руб. | 589 | ||
Синтезаторы Korg Pa4X 61Keys Год выпуска: 2010 Россия. Москва Опубликовано: 15.04.2024 |
150000 руб. | 531 | ||
Синтезаторы Yamaha W-5 Россия. Владивосток Опубликовано: 05.08.2023 |
450 $ | 433 | ||
Синтезаторы Yamaha Россия. Владивосток Опубликовано: 05.08.2023 |
100 $ | 361 | ||
Синтезаторы Yamaha Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
100 $ | 391 | ||
Синтезаторы Roland SR-JV80-19 House Collection Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
100 $ | 357 | ||
Синтезаторы Roland SR-JV80-12 Hip Hop Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
100 $ | 395 | ||
Синтезаторы Roland Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
100 $ | 394 | ||
Синтезаторы Roland SR-JV80-08 Keyboards of '60s&'70s Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
100 $ | 977 | ||
Синтезаторы Kurzweil K2000S Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
400 $ | 331 | ||
Синтезаторы Roland Super JX-10 MIDI Analog Synthesizer Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
800 $ | 366 | ||
Синтезаторы Roland JV-1080 Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
300 $ | 365 | ||
Синтезаторы Roland JP-8080 Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
1300 $ | 338 | ||
Синтезаторы Roland JP-8000 Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
800 $ | 414 | ||
Синтезаторы Roland JD-800 Programmable Synthesizer Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
1000 $ | 340 | ||
Синтезаторы Roland INTEGRA-7 Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
1650 $ | 360 | ||
Синтезаторы Yamaha Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
350 $ | 302 | ||
Синтезаторы Yamaha CS6X Россия. Владивосток Опубликовано: 04.08.2023 |
800 $ | 328 |
Последние комментарии
Всегда рады обратной связи!